Мои разработки


Призер конкурса
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида
г. Амурска  Амурского муниципального  района Хабаровского края




Классный час для учащихся 8-9 классов
Семья-счастье для себя и для всех

(в рамках проведения «недели профилактики»)

Силина Екатерина Владимировна,
педагог-психолог ОШ VII вида









2010
Пояснительная записка
                             «…Только те семейные и общественные отношения
могут быть крепки, которые вытекают    из
внутреннего убеждения и оправдываются
добровольным, разумным согласием всех,
 в них участвующих.»
Н. Добролюбов
Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.
Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений, широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.
Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.
И поэтому классный час по теме «Семья-счастье для себя и для всех» выполняет просветительную, ориентирующую и направляющую воспитательные функции.














Тема:  Семья – счастье для себя и для всех
..Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...
                                                                                                                                             Золя Э.
Цели:
-воспитание ценностного отношения к семье;
-формирование позитивного опыта семейных отношений.
-формирование представлений о жизненном идеале семьи
Задачи:
-побудить участников классного часа к размышлениям об отношениях в их семьях;
-способствовать укреплению взаимоотношений учащихся и их родителей;
-развивать познавательные интересы, логическое мышление.

Подготовка:
-Подготовка музыкального оформления.
-Подготовка презентации
-Подготовка к практической работе (бумага, ватман, карандаши, клей)
-Выяснение особенностей семей учащихся

Оборудование:
1.Компьютерное оборудование, экран, мультимедийный проектор.
2. Бумага, ватман, карандаши.
1. Что такое «семья»
Ведущий: Всем доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.
- А как Вы понимаете это слово «семья»?
 (возможные ответы учеников)
СЛАЙД 2
Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья – это равноправный союз женщины и мужчины, подразумевающий взаимные обязательства и обязанности. (В узком понимании семья – это муж, жена и их дети.)
Ведущий: Слово «семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»
 Само слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья… Посмотрите на семейные фотографии великих людей:
СЛАЙД 3-6
Это семьи А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и Николая Второго. Что можно сказать о них?
(возможные ответы учащихся: дружные, многодетные…)
Ведущий: Семья – это связь поколений. В традициях русской семьи – большое количество детей.
Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к Миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения.
Ведущий: У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
СЛАЙД 7 (фото современной семьи)
Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
-А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим?
- Что для этого необходимо?  Какие чувства должны испытывать родные люди?
-Какие?
(-любовь, доверие, понимание)
СЛАЙД 8
Ведущий: Обращаю внимание на слова К.Ушинского: «В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев.
- Есть еще такое понятие: чувство родства. Как бы Вы определили: что это за чувство?
(Чувство родства - наши отношения к родным и близким людям.)
Это самое раннее человеческое чувство и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни. Но одно из самых глубоких родственных чувств - материнское чувство. Любовь матери не зависит от качества ребенка. Именно она любит малыша не за какие-то качества, достоинства, а просто за то, что он существует. Именно в этот момент у ребенка формируется способность быть любимым; и лишь потом появляется умение - уже взрослого человека
СЛАЙД 9 - ЛЮБИТЬ ДРУГОГО (мать, любимую). Именно материнское чувство - трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.
Чтение стихотворения под музыкальное сопровождение
Прошу вас, берегите матерей,
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: «мать готова отдать
Свою ласку, нежность, душу»
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзанья, смятенья и муки,
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет навстречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго,
Только ей никогда вы не лгите
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите.
Не оставьте их без участья,
Сей наказ вы запомните, дети,
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.(А.Ремизов)

Также очень важна в семье это любовь отца. Любовь отца отличается от любви матери. Мать любит ребенка просто  за то, что он есть, каким бы он не был. Любовь отца к сыну или дочери иная. Отцу необходимо любить своего ребенка за что то, постоянно гордиться им за каке - то заслуги, восхищаться им.
Чувства к родителям - сына к матери, сына к отцу и дочери также - все это довольно разные чувства. Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению на равных. У большинства у вас есть брат или сестра, младшие или старшие.
-Какие они прививают вам чувства?
Возможные ответы детей: (К старшему брату или сестре обратишься с тем, с чем не обратишься к родителям, а младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу).
 (для себя при подготовки: Узнать, у кого в классе есть старшие (младшие) братья, сестры).
СЛАЙД 10
Как вы понимаете следующие пословицы:
·         Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить
·         Счастлив тот, кто у себя дома.
·         Вся семья вместе, так и душа на месте
·         Не нужен и клад, коли в семье лад
·         При солнышке - тепло, при матери – добро
·         Согласную семью и горе не берет?

СЛАЙД 11 Нравственные заповеди семьи

Методика неоконченных предложений (отвечают дети )
Добро – это_________________________________
Человечность – это__________________________
Воспитанность – это________________________
Доброжелательность – это___________________
Порядочность – это_________________________
Зло- это___________________________________
Грубость – это_____________________________
Хамство – это_____________________________
Ложь – это________________________________

Практическое задание :ПОСТРОИМ «ДОМ СЧАСТЬЯ»!

Домашний очаг должен быть не место пребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся.
А.Монтерлан

 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», — утверждал Л.Толстой. Сегодня мы построим «Дом счастья» — дом, состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения.
            Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать?
1.  Задания для первой группы:
-на «кирпичиках» записать как можно больше добрых слов о доме,
-на кирпичиках записать членов семьи
2.Задания для второй группы: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома
т чего зависит крепость семейных отношений?  (записать на «кирпичиках»)
-перечислить чувства членов семьи друг к другу
3.Задания для третьей группы:
-создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. Как избежать ссоры и конфликты в семье?
-продолжите предложение  «Счастливый дом – это, когда…»
4. Задания для всех групп:
Ответить на «кирпичиках»
Кого мы называем членами семьи? Чувства членов семьи друг к другу; Счастливый дом, это когда…
Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье — наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят...
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом;
Это не дом.
Дом — это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
Это твой дом.
Е. Куменко

            А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. Каждая группа будет «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги.
Мы желаем каждому из вас построить такой же «Дом счастья» для своей семьи. Будьте здоровы и счастливы!

В семье никогда не должно быть ….
Просмотр слайдов 16-19
Подведение итогов. Итак, счастливая семья – это…..
Просмотр слайдов 20-22

Методические рекомендации по проведению классного часа
            Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и  общества в целом.
Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первых дней своего  существования. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи, в котором у ребенка формируется восприятие мира, людей, самого себя. Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи – все это накладывает неизгладимый отпечаток на ребенка. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, и, прежде всего, в области общения, человеческих отношений. Только в семье ребенок получает опыт совместной жизни, поэтому то, каким он вырастет, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число гражданских браков увеличивается по сравнению с числом браков, заключенных официально. Значительное влияние на позицию молодых людей в этом вопросе оказали особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у школьников относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм. Поэтому одним из актуальных направлений воспитания подрастающего поколения является воспитание будущего семьянина.

          Цель мероприятия: воспитание ценностного отношения к семье; формирование позитивного опыта семейных отношений.
Задачи:
-побудить участников классного часа к размышлениям об отношениях в их семьях;
-способствовать укреплению взаимоотношений учащихся и их родителей;
-развивать познавательные интересы, логическое мышление.

Форма проведения: классный час
Оборудование: мультимедийный проектор, ватман, карандаши При подготовке данного мероприятия необходимо учитывать возрастные особенности школьников

         Вопросы для обсуждения:
1.               Что такое семья?
2.               Чувства в семье
3.               Любовь к матери
4.               Нравственные заповеди семьи
5.               Взаимопонимание в семье и пути его достижения.
6.               Какой дом можно назвать счастливым.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Тема классного часа может быть написана на доске или экране. В качестве афоризма можно привести слова Э. Золя.
 На классном часе воспитанники рассаживаются так, как им хо­чется.
 Продолжительность классного часа – 45 минут.
  В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.
 Назначение вступительной части: активизировать внимание уче­ников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в своей жизни.
Приобщая учеников к ведению разговора о жизни, педагог учит их анализу жизненных явлений.
Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, все коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива класса.


Список рекомендуемой литературы и используемые ресурсы:


1
Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.
2
Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. Как создать и сохранить счастливую семью. – Минск, 1999.
3
Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
4
Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007.
5
Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи. – М., 1992.
6
Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.
7
Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. / Сост. В.И. Зацепин. – М., 1998.
8
Образование родителей и школа. Учеб.-метод. пособие/ Под ред. Л.Г. Петряевской. – М., 1999.
9
Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.
10
Помощь родителям в воспитании детей/ Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского// Пер. с англ. – М., 1992.
11
Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.
12
Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы// Пер. с фин. – М., 1993.
13
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.