Работа психолога д.д №6



Плотникова Екатерина Владимировна, педагог - психолог КГКОУ Детский дом 6.

Высшее педагогическое образование - I квалификационная категория.
Коррекционно-развивающая работа направлена на:
  • профилактику девиантного поведения подростков,
  • профилактики и устранение тревожности, агрессии,
  • коррекционная работа в поведенческой, эмоционально-волевой, интеллектуальной сфере,
  • работа по программе "Подготовка ребенка к жизни в семье",
  • педагог-психолог службы по подготовке и сопровождению замещающих семей.
Большое значение в коррекционной работе имеет наличие сенсорной (релаксационной) комнаты для детей детского дома, где систематически проводится релаксационная работа по устранению тревожности, агрессии, напряжения детей, а также работа по профилактике профессионального выгорания педагогов детского дома.
Контакты:
Мои публикации в журнале Детский дом:
http://www.journaldetskidom.ru/magazine/?act=more&id=696
http://www.journaldetskidom.ru/magazine/?act=more&id=675
Екатерина Владимировна является призером конкурсов:
  • молодых специалистов "Педагогическая надежда - 2010";
  • конкурса детского дома №6 "Педагог года" в номинации Педагог-новатор.
  • в июне 2011г. защищала проект во всероссийском конкурсе "Какой должен быть детский дом сегодня?" в г.Москве, где Детский дом 6 стал лауреатом конкурса.


Песочная и Водная терапия
 
Арт-терапия - важное средство коррекционной работы
Работа с метафорическими картами

Игро терапия, кукло терапия
 Проект
Министерство образования Хабаровского края
Краевое государственное образовательное учреждение
 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом №6 для детей школьного возраста»





Проект психолого-педагогической деятельности
«Жизнь по собственному выбору»

По проблеме:
Психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в условиях учреждения социального типа




Выполнила:
педагог-психолог Детского дома №6
Плотникова Екатерина Владимировна


Проблема: психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в условиях учреждения социального типа
Работа будет проводиться в 2010-2011 учебном году с 01.09.10 по 31.05.11.
Причины возникновения проблемы: В соответствии с социологическими, психолого-педагогическими, культурными теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Также многие ученые считаю, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения.
Наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
·     В условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;
·     В условиях социального сиротства;
·     В условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыты и пр.
Таким образом, данные условия жизни  и  воспитания,  проблемы  овладения знаниями  и  связанные  с   этим   неудачи   в   учебе,   неумение   строить взаимоотношения с  окружающими  и  возникающие  на  этой  основе  конфликты, различные психофизические отклонения  в  состоянии  здоровья,  как  правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Как следствие выступает девиантное поведение воспитанников, и как форы ее проявления - это алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицидальное поведение, правонарушения, различного рода сквернословия, психические протесты по отношению к взрослым.
Целями своего проекта я вижу:
1.     Выработка адекватных и эффективных навыков общения;
2.     Развитие уравновешенности в поведении, чувствах;
3.     Развитие стрессоустойчивых механизмов;
4.      Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива подростков;
5.      Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков;
6.      Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей сексуального поведения, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности.
Анализ целевой группы:
Группа №1, №2, (воспитанники «группы риска») №3, №6 (старшая подгруппа-воспитанники «группы риска»), дети в возрасте от 13 лет, прибывающие в детский дом в течении деятельности по проекту.
Психологические трудности в жизнедеятельности девиантных подростков ассоциируются с опытом открытого проявления агрессии. Агрессивных подростков волнует проблема взаимоотношений, они постоянно чувствуют потребность в близких, зависимых отношениях, но не могут удовлетворить эту потребность. Они чаще нормативных школьников испытывают симптомы страха, тревоги, беспокойства, субдепрессии. Главная причина - психологическая изоляция подростка в своей микросреде обитания.
Характерными чертами детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, будут: склонность фиксироваться на травмирующих переживаниях, относить к себе любое неприятное событие; неуверенность в себе; тревожность; внутренняя конфликтность-противоречие чувств и желаний; проблемы самоконтроля; эгоцентризм - сосредоточенность на своих переживаниях; негибкость в поведении; гиперсоциальность; проблемы социально-психологической адаптации.
Ресурсы
Реальные:
Наиболее актуальным становится вопрос сотрудничества воспитателей, социальных педагогов, психологов (и детского дома, и школы) и учителей. Профессиональное сотрудничество – гарантия того, что будут поняты осообенности и возможные трудности психического развития, социально-психологической адаптации, причины проявления девиантного поведения воспитанников; будет оказана своевременная психологическая помощь в рамках коррекционно-развивающей стратегии.
- Специальное образование;
- Единая программа детского дома по духовно-нравственному воспитанию;
- Занятия по программе «Подготовка ребенка к жизни в семье»;
- Совместная работа с воспитателями по группам;
- Совместная работа с администрацией детского дома;
- Наличие заявленных методик;
- Совместная работа со специалистами детского дома.
Возможные:
- Совместная деятельность с педагогами дополнительного образования;
- Расширение возможности сотрудничества со службами по борьбе с правонарушением.
Этапы:
I.      Диагностическая работа по проблеме:
- не экспериментальные диагностические методы (метод наблюдения, метод изучения документов, метод беседы);
- методика определения личностной тревожности Спилбергера Ч.,
- Опросник Айзенка;
- Методика «Несуществующее животное»;
-Методика «кактус», Панфилова (определение уровня агрессии)
- Шкала оценки потребности в достижении Орлова;
- Шкала социального интереса Крендела.
II. Релаксирующие занятия в сенсорной комнате;
III. Групповые занятия по проблеме: Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Познаю себя и учусь управлять собой » (Е.Е. Смирнова):
«Вступительное занятие. Я не такой как все, и все мы  разные», «Употребление психоактивных веществ: миф или реальность», «Мотивы наших поступков», «Реклама», «Взаимопомощь», «Я в своих глазах и в глазах других людей», «Я и мое тело», «Застенчивость и неуверенность в себе», «Злость и агрессия», «Я-творец своей жизни или жизнь по собственному выбору», «Принятие решений», «Я и мои социальные роли», «Мысли, чувства и поведение людей», «Я могу», «Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье», «Кто такой настоящий друг», «Самооценка», «Неагрессивное настаивание на своем», «Взаимоотношения полов», «Модели сексуального поведения», «Конфликт», «Проблема полоролевой идентичности».
IV. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и беседы с детьми по мере необходимости.
Критерии:
Количественные: процентное состояние количества воспитанников, проявляющих девиантное поведение (алкоголизм, токсикомания, агрессия, тревожность, сквернословия, правонарушения).
Качественные:
1.    Сформированность чувства контроля над собственной жизнью, способности принимать решения и настойчиво продвигаться к достижению цели;
2.    Сформированность общего позитивного отношения к себе и другим людям, понимание своей ценности, как развитой и ответственной за свой выбор личности.
Эффект:
- уверенность в себе и способность выстраивать жизненную перспективу;
- осознание себя полноценным членом общества, обладающим правами и возможностями;
- готовность подростка решать жизненные задачи, делать выбор и принимать решения в новых для себя ситуациях;
- способность находить адекватные способы решения возникающих проблем, решать эти проблемы самостоятельно или используя возможности социальных служб;
- способность к самоконтролю, саморегуляции.
Сильные стороны
- знание диагностических методик, умение их использовать;
- специальная подготовленность по проведению коррекционно-развивающей работы при помощи игр, упражнений, тренингов.
- интерес детей к игровым формам работы;
Слабые стороны
- возрастные и органические психофизиологические особенности подростков детского дома;
- дефицит контактирования социальных служб с образовательным учреждением;
- Жесткая регламентация поведения ребенка, гиперопека в деятельности, т.е. пошаговое планирование и санкционирование поведения детей взрослыми.


Угрозы
- Биологические и медицинские (органические поражения головного мозга, хронические заболевания, умственная недостаточность).
- Психологические (неадекватная самооценка, эмоциональны-волевые проблемы, психологические зависимости и др.).
- Социальные (воспитанники детского дома часто оказываются в условиях недостаточности или специфичности социальных контактов, не соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей. Низкие жизненные шансы, отсутствие помощи от семьи, недостаток социального опыта и т.п.).
- Педагогические (негативное отношение со стороны родственников, педагогические нервные действия воспитателей и учителей).
Ожидаемый результат
1.    Адекватная самооценка воспитанников.
2.    Повышения уровня сформированности психологических структур:
- Уровень саморегуляции, самоконтроля;
- Уровень коммуникативных способностей, включающих освоение правил делового общения, готовность к межкультурному взаимопониманию;
- Способность к проектной деятельности: готовность к совместной деятельности, к установлению сотрудничества, к самоорганизации собственной деятельности, умению прогнозировать результаты;
Как следствие – преодоление проявления девиантного поведения подростков детского дома.